logotype

Популярные отели:

News image News image
News image News image
News image News image
News image News image

Погода



Финский кинематограф
Гид по стране - Культура

финский кинематограф

За последние двадцать лет в Финляндии было создано около 350 художественных фильмов, в среднем 15-20 фильмов в год. Число это можно считать достаточно высоким, принимая во внимание 5-миллионное население Финляндии и тот факт, что кинорынок все больше захватывает поток фильмов из США.

Производство фильмов в Финляндии всегда было ориентировано на внутренний рынок, и мы пока не можем рассчитывать на экспорт наших фильмов. Значительная часть наших картин для своей окупаемости требует более 100000 зрителей. Этот уровень превышают только самые популярные комедии и такие эпические фильмы о национальной истории, как например, “Зимняя война”. Производство фильмов у нас существует в основном за счет субсидий государства.

Кризис 50-х годов

Как и во всем мире, в 50-х годах финская кинопромышленность пережила кризис. Зрительская аудитория сократилась, сначала в связи с развитием телевидения, потом под натиском видео продукции. Скольжение вниз прекратилось только в конце 80-х годов. В конце 50-х назрела необходимость государственных субсидий, и первая система поддержки была учреждена в начале 60-х годов в форме государственных премий. В конце десятилетия был создан Кинофонд Финляндии. Постепенно стабилизировалась его система поддержки. Кинофонд сам не производит фильмов, но принимает решения о финансировании, распределяет фондовые займы, включающие в себя государственные гранты, выплаты за повторное использование кассет, кассовые сборы, и регулирует права на телевизионный показ.

Когда в начале 60-х рухнула система кинопроизводства, в которой преобладали крупные компании, возникла “новая финская волна” появились фильмы, созданные мелкими компаниями. Все это опять-таки соответствовало международной тенденции. Поколение переходного периода перевело финское кинопроизводство в следующее десятилетие. Позднее и оно тоже было вынуждено отступить в сторону по разным причинам. В настоящее время Ристо Ярва, Микко Нисканена и Хейкки Партанена нет в живых, а Йорн Доннер, Эркко Кивикоски и Мауну Куркваара не снимали фильмы с начала 80-х годов. Даже такие ветераны, как Матти Кассила и Рауни Моллберг, кажется, испытывают трудности.

Смена поколений в начале 80-х годов

Смена поколений началась в начале 80-х годов, и за десятилетие было создано около тридцати первых фильмов, многие из которых, к сожалению, оказались последними в творчестве их режиссеров. Мика и Аки Каурисмяки появились как пионеры нового кино, но кроме них были и другие, реже упоминаемые режиссеры, такие как Пяйви Хартцель, Матти Ияс, Маркку Лехмускаллио, Клас Улссон, Олли Сойнио и Лаури Тёрхёнен.

С появлением молодых режиссеров финская кинематография вновь открыла тему “неприкаянного поколения”, создавая контакт с большей частью зрительской аудитории. Первый прорыв в этом направлении сделал Тапио Суоминен своим фильмом “Здесь начинается жизнь” (1980), имевшим большой успех и у зрителей, и у критиков. Он имел такое же эстетическое и производственное значение, как картина “Под твоей кожей” в середине 60-х. Фильм Суоминена уловил в воздухе нечто такое, что ускользало от финских режиссеров на протяжении долгого времени: он рассказал о проблемах молодого поколения языком, доступным широкой аудитории. Зрители легко могли отождествлять себя с героями картины.

В 80-е годы появились также фильмы сказки “Король без сердца” (1982), “Песси и Иллюзия” (1984) и “Снежная королева” (1987), поэтические ленты Маркку Лехмускаллио о противостоянии человека и природы (“Танец ворона”, 1980, “Лыжник”, 1982, “Инуксук”, 1988) и фильм ужасов Олли Сойнио “Лунная соната” (1988). В эпическом ключе создал фильмы “ Равнины” (1988) и “Зимняя война” (1989) Пекка Парикка. От лица нового поколения горожан выступил в своих картинах “Тропик льда” (1987) и “Посвященные” (1989) Лаури Тёрхёнен.

Братья Каурисмяки создают направление

Наиболее заметными представителями финского кинематографа как у себя на родине, так и за рубежом, бесспорно, являются братья Каурисмяки. Их первые совместные проекты, “Лжец” (1981) и “Никчемные” (1982), поставленные Мика Каурисмяки по сценарию Аки Каурисмяки, были подобны свежему дыханию ветра.

Братья отказались от широко распространенных форм кинопроизводства, как и от мелкомасштабной тенденции “новой волны”. Эта тенденция включала в себя игру с ассоциациями, цитатами, скрытыми шутками. Мика Каурисмяки приблизился к традиционным методам и жанрам киноискусства, используя в качестве отправной точки криминальный рассказ ( “Клан”, 1984), “дорожное” кино (“Россо”, 1985), комедию (“Ча-ча-ча”, 1989), образцы зарубежных гангстерских фильмов (“Хельсинки Неаполь: всю ночь напролет”, 1987) и приключенческие ленты (“Амазонка”, 1990). В 90-х годах Мика Каурисмяки работал преимущественно в Соединенных Штатах и сделал больше американских фильмов, чем финских. Например, “Лос-Анджелес без карты” (1998).

Младший брат Аки Каурисмяки выступает как стилистически и тематически последовательный режиссер, чье творчество отмечено знанием кинематографической традиции и грубым, часто черным юмором. Он представляет зрителю маргинальных, отчужденных героев, сочетая критику общепринятых ценностей с моральным пафосом. Такова, например, “трилогия рабочего класса”: “Тени в раю” (1986), “Ариэль” (1988) и “Девушка со спичечной фабрики” (1990). Аки Каурисмяки начал деятельность режиссера с версии романа Достоевского “Преступление и наказание” (1983), действие которого перенесено в Хельсинки, затем продолжил ее сказочной сатирической городской одиссеей “Calamari Union” (1985) и современной версией Шекспира “Гамлет входит в дело” (1987). Действие большинства более поздних фильмов Аки Каурисмяки происходит за рубежом: в США (“Ленинградские ковбои едут в Америку” , 1989), в Лондоне (“Я нанял для себя убийцу”, 1990), в Париже (“Жизнь богемы”, 1992). В своих более поздних работах “Побереги свою косынку, Татьяна” (1994) и “Вдаль уплывают облака” (1996) он вновь обращается к жизни финского рабочего класса.

Во многом благодаря братьям Каурисмяки международный статус финского кинематографа значительно повысился. Финские фильмы широко демонстрировались на различных показах, ретроспективах и фестивалях. На фестивале Скандинавского кино в Руане они привлекли к себе большое внимание, что подтверждается множеством специальных призов и главным призом, доставшимся в 1989 г. фильму Матти Кассила “Великолепие и нищета человеческой жизни”.

Братья Каурисмяки известны не только в Европе, но и в Северной и Южной Америке и в Японии. Нью-йоркский Музей современного искусства организовал ретроспективу их фильмов, а на кинофестивалях их имена соседствуют с именами других ведущих режиссеров Европы. Аки Каурисмяки стал культовым режиссером во многих европейских странах. Правда, зрительская аудитория Каурисмяки невелика и специфична. Но братьям удается постоянно добиваться успеха даже в условиях ограниченного бюджета.

Финский кинематограф в 90-х годах

В 90-х годах производство художественных фильмов в Финляндии сократилось до 10-12 премьер в год. В то же время возросла роль телевидения. Кинематограф четко разделился на “популярный” и “авторский”. Поляризации способствовал и кассовый успех некоторых картин.

И все же недостатка в новых режиссерах не было более чем дюжина их появилась в последнее десятилетие. Кроме братьев Каурисмяки значительного успеха добились также Вейкко Аалтонен и Маркку Пёлёнен. Аалтонен завершил свой первый фильм “Окончательное соглашение” для компании Каурисмяки в 1987 г., но настоящее признание пришло к нему после второго фильма “Блудный сын” (1992). Это изображение садомазохистских отношений между двумя мужчинами, выявляющее глубокие истоки насилия. “Отче наш”, созданный в 1993 г., использует схожий мотив, травму, полученную в детстве в результате инцеста. Последняя работа Аалтонена “С любовью, Майре” (1999) исследует вспышки насилия, которыми одержима одинокая женщина из высшего общества.

Маркку Пёлёнен обратил на себя внимание последовательным обращением к темам сельской жизни. В фильмах “Земля счастья” (1993), “Последнее венчание” (1995) и “Король сплавщиков” (1998) Пёлёнен возвращается в Северную Карелию своих ранних лет, переживающую кризис оттока населения из села, показывает вызванные этим процессом изменения в обществе. Фильм Пёлёнена отличает полнокровное изображение жизни крепкого деревенского народа, соединение трагедии и комедии, ностальгия и острая интуиция.

Важной чертой финского кинематографа 90-х годов стал значительный вклад женщин-режиссеров. Пирьо Хонкасало начала свою карьеру режиссера в 70-х годах, когда работала с Пекка Лехто. Позднее она получила высокое признание за самостоятельно снятие документальные ленты. Отойдя от неигрового кино, в 1998 г. она завершила “Огнеглотательницу”, драматический фильм большой самобытности. Кайса Растимо с тонким чувством стиля поведала о странствиях современной молодой женщины в картине “Соленое и сладкое” (1995), а в фильме “Респектабельная трагедия” (1998) изобразила положение женщины в буржуазном браке в 30-е годы. Аули Мантила привлекла международное внимание своим первым художественным фильмом “Коллекционер” (1997), отмеченным необычным изображением знатной дамы, и продолжила тему насилия с женской точки зрения в “Географии страха” (2000). На протяжении последнего десятилетия женщины-режиссеры заявили о себе как документалисты. Кроме Хонкасало, Ану Куйвалайнен, Кити Луостаринен, Вирпи Суутари и Сусанна Хелке подняли жанр кинодокументалистики на новый уровень в качественном и эмоциональном отношении.

Финское кино на рубеже тысячелетия

На рубеже тысячелетия финское кино переживает процесс возрождения. В 1999 г. выпуск фильмов увеличивается, крепнет профессионализм, заметна оригинальность в выборе тем и стилей. Традиционные “национальные” тревоги снова появились в таких работах, как военный фильм Олли Саарела “Засада”, вестерн по-фински Алекси Мякеля “Крутые” и биографический фильм о финском спортсмене и певце Тапио Раутаваара “Лебедь и странник” Тимо Койвусало. Возрождение выразилось также и в росте кассовых сборов. Весной 1999 г. четыре отечественных фильма возглавили рейтинг посещаемости. Это “Засада”, “Томми и рысь”, “Крутые” и “Лебедь и странник”.

 

Праздники Финляндии:

10 октября

News image

День Алексиса Киви Киви (Kivi) Алексис (псевдоним; настоящая фамилия - Стенвалл; Stenvall) (1834-1872) - финский ...

День поднятия флага

News image

Из закона о финляндском флаге: В финляндском флаге на белоснежном фоне изображен дымчато-синий крест. Флаг...

Интересные факты о Финляндии:

Хямеэнлинна

News image

Хя меэнли нна (фин. Hämeenlinna, или Та вастеху с от швед. Tavastehus) — город и муниципалитет в Финляндии в провинции Канта-Хяме в губернии Южная Финляндия. Является админ...

Йоэнсуу

News image

Город был основан в 1848 русским императором Николаем I в устье реки Пиелисйоки. В XIX веке Йоэнсуу являлся промышленным и торговым городом. В 1860 году город получил права на то...

Алкоголь, повседневная жизнь и алкогольная культура в Финл

News image

Хотя Россия и Финляндия являются на протяжении веков соседями, в привычках употребления алкоголя имеются большие отличия. Они были вызваны рассмотренными выше отличиями в истории...

Музыка и театр в Финляндии

News image

Финская музыка имеет прочные корни в народной музыкальной культуре. Первые финские композиторы начали свою музыкальную деятельность в начале ХVI в. Средоточием музыкальной жиз...

Финляндии сегодня:

Работа в Финляндии

News image

Если вы хотите заработать в стране Суоми, то, прежде всего, необходимо определиться с тем, ищете ли вы постоянную должность или вам подойдет сезонное трудоустройство. Это важно п...

Правила вождения в Финляндии

News image

Движение правостороннее Основной закон – «тихое вождение». Главные дороги покрыты асфальтом или гравием. Дороги находятся в прекрасном состоянии круглый год. В южных регионах ...

Южная Финляндия

News image

Южная Финляндия – это единство истории, культуры, величественной природы архипелага и лесных массивов. Столица Финляндии Хельсинки, старинный финский город Турку, морской город К...

Достопримечательности Финляндии:

Музей искусств Вяйнё Аалтонена (Waino Aaltonen Museum o

News image

Музей искусств Вяйнё Аалтонена (Waino Aaltonen Museum of Art), расположенный в центре Турку, посвящен современному искусству, он располаг...

Церковь в скале

News image

В центре городского района Тёёлё находится уникальная церковь в скале. Тимо и Туомо Суомалайнены построили ее в 1969 году. Внутренний объем храма вы...

Котка и Хямеэнлинн

News image

В 85 км. к востоку от Хельсинки, вблизи российской границы, расположен один из самых старых финских городов — Котка. В его окрестностях можно отдохн...

Город Раума: общая информация

News image

Раума – оживлённый город на западном берегу Финляндии, задающий тон во всём регионе. Основанный в 1442 году, это третий из старейших городов страны,...

Озеро Инари (Lake Inari)

News image

Озеро Инари (Lake Inari) находится на самом Севере Финляндии, это третье по величине озеро страны, площадь которого составляет 1300 квадрат...

Арктический зоопарк Рануа (Финляндия)

News image

Арктический зоопарк Рануа - один из самых северных в мире. В зоопарке проживает около 60 видов арктических диких животных. Пройдя по трехкилометров...

Отзывы и истории туристов:
News image

Рассказ. Путешествие за Полярный круг в поисках сказки и с надежд

Готовь сани летом или как мы планировали поездку В декабре 2007 года самому младшему члену нашего экипажа должно было исполниться 4 года, поэто...

News image

Два города или поездка в Финляндию

Мой очередной туристический маршрут лежал в соседнюю Финляндию через нашу «Северную Пальмиру». Решив вопрос с путевкою в Москве, я в ночь выехала по...

News image

Рассказ. Новый год и Рождество в Финляндии

Решили мы продолжить путешествия по миру без помощи туристических компаний. 2 взрослых и ребенок. Через финского аташе по культуре сделали шенген, п...

News image

Встречаем Новый год на пароме в Финляндии

Я была в Финляндии трижды, но рассказать хочу о последней, третьей поездке, т.к. две предыдущие были по делам службы и я там, в основном, не отдыхал...

News image

Поездка в Финляндию на авто

Почитав отзывы о поездках за «бугор» хочу поделиться собственным опытом и впечатлениями. Первый раз за границу решил я отправиться в близлежащую Фин...

News image

Финляндия на один день: Что еще можно посмотреть. Миниотчет

Езжу в финляндию по субботам - визу открываю В эту субботу ездила в порвоо. мне понравилось. Порвоо - второй самый старый город в финляндии после ...

Курорты Финляндии:
News image

Юлляс

Юлляс расположен в западной Лапландии, здесь много простора, а уединенные коттеджи прекрасно вписываются в пейзаж. Этот курорт располагает самой выс...

News image

Горнолыжные курорты Финляндии: Пюхя и Луосто

Центры зимнего спорта Пюхя и Луосто расположены в 20 км друг от друга. Пюхя — зимний курорт в Лапландии, в 53 км за границей Полярного круга. Нах...

News image

Элливуори

Горнолыжный курорт Элливуори — один из самых южных в Финляндии. Курорт находится недалеко от города Нокиа, в южной Финляндии, в 54 км к юго-востоку ...

News image

Горнолыжные курорты Финляндии: пригороды Турку (Южная Финляндия)

Хирвенсало Небольшой лыжный курорт Хирвенсало (Hirvensalo) расположен в нескольких километрах от Турку на шоссе Kakskerrantie. Горнолыжникам пред...

News image

Куопио / Kuopio

Куопио - место, в котором хорошо отдыхать в любое время года. Чистейшие озера, вековые леса, изумрудные острова – летом, сверкающие ледяные зеркала ...

News image

Рованиеми / Rovaniemi

Рованиеми – родина Санта Клауса, городок в нескольких километрах от Полярного круга, край северных оленей и белых медведей, место, где можно увидеть...