Финский кинематограф |
Гид по стране - Культура |
За последние двадцать лет в Финляндии было создано около 350 художественных фильмов, в среднем 15-20 фильмов в год. Число это можно считать достаточно высоким, принимая во внимание 5-миллионное население Финляндии и тот факт, что кинорынок все больше захватывает поток фильмов из США. Производство фильмов в Финляндии всегда было ориентировано на внутренний рынок, и мы пока не можем рассчитывать на экспорт наших фильмов. Значительная часть наших картин для своей окупаемости требует более 100000 зрителей. Этот уровень превышают только самые популярные комедии и такие эпические фильмы о национальной истории, как например, “Зимняя война”. Производство фильмов у нас существует в основном за счет субсидий государства. Кризис 50-х годов Как и во всем мире, в 50-х годах финская кинопромышленность пережила кризис. Зрительская аудитория сократилась, сначала в связи с развитием телевидения, потом под натиском видео продукции. Скольжение вниз прекратилось только в конце 80-х годов. В конце 50-х назрела необходимость государственных субсидий, и первая система поддержки была учреждена в начале 60-х годов в форме государственных премий. В конце десятилетия был создан Кинофонд Финляндии. Постепенно стабилизировалась его система поддержки. Кинофонд сам не производит фильмов, но принимает решения о финансировании, распределяет фондовые займы, включающие в себя государственные гранты, выплаты за повторное использование кассет, кассовые сборы, и регулирует права на телевизионный показ. Когда в начале 60-х рухнула система кинопроизводства, в которой преобладали крупные компании, возникла “новая финская волна” появились фильмы, созданные мелкими компаниями. Все это опять-таки соответствовало международной тенденции. Поколение переходного периода перевело финское кинопроизводство в следующее десятилетие. Позднее и оно тоже было вынуждено отступить в сторону по разным причинам. В настоящее время Ристо Ярва, Микко Нисканена и Хейкки Партанена нет в живых, а Йорн Доннер, Эркко Кивикоски и Мауну Куркваара не снимали фильмы с начала 80-х годов. Даже такие ветераны, как Матти Кассила и Рауни Моллберг, кажется, испытывают трудности. Смена поколений в начале 80-х годов Смена поколений началась в начале 80-х годов, и за десятилетие было создано около тридцати первых фильмов, многие из которых, к сожалению, оказались последними в творчестве их режиссеров. Мика и Аки Каурисмяки появились как пионеры нового кино, но кроме них были и другие, реже упоминаемые режиссеры, такие как Пяйви Хартцель, Матти Ияс, Маркку Лехмускаллио, Клас Улссон, Олли Сойнио и Лаури Тёрхёнен. С появлением молодых режиссеров финская кинематография вновь открыла тему “неприкаянного поколения”, создавая контакт с большей частью зрительской аудитории. Первый прорыв в этом направлении сделал Тапио Суоминен своим фильмом “Здесь начинается жизнь” (1980), имевшим большой успех и у зрителей, и у критиков. Он имел такое же эстетическое и производственное значение, как картина “Под твоей кожей” в середине 60-х. Фильм Суоминена уловил в воздухе нечто такое, что ускользало от финских режиссеров на протяжении долгого времени: он рассказал о проблемах молодого поколения языком, доступным широкой аудитории. Зрители легко могли отождествлять себя с героями картины. В 80-е годы появились также фильмы сказки “Король без сердца” (1982), “Песси и Иллюзия” (1984) и “Снежная королева” (1987), поэтические ленты Маркку Лехмускаллио о противостоянии человека и природы (“Танец ворона”, 1980, “Лыжник”, 1982, “Инуксук”, 1988) и фильм ужасов Олли Сойнио “Лунная соната” (1988). В эпическом ключе создал фильмы “ Равнины” (1988) и “Зимняя война” (1989) Пекка Парикка. От лица нового поколения горожан выступил в своих картинах “Тропик льда” (1987) и “Посвященные” (1989) Лаури Тёрхёнен. Братья Каурисмяки создают направление Наиболее заметными представителями финского кинематографа как у себя на родине, так и за рубежом, бесспорно, являются братья Каурисмяки. Их первые совместные проекты, “Лжец” (1981) и “Никчемные” (1982), поставленные Мика Каурисмяки по сценарию Аки Каурисмяки, были подобны свежему дыханию ветра. Братья отказались от широко распространенных форм кинопроизводства, как и от мелкомасштабной тенденции “новой волны”. Эта тенденция включала в себя игру с ассоциациями, цитатами, скрытыми шутками. Мика Каурисмяки приблизился к традиционным методам и жанрам киноискусства, используя в качестве отправной точки криминальный рассказ ( “Клан”, 1984), “дорожное” кино (“Россо”, 1985), комедию (“Ча-ча-ча”, 1989), образцы зарубежных гангстерских фильмов (“Хельсинки Неаполь: всю ночь напролет”, 1987) и приключенческие ленты (“Амазонка”, 1990). В 90-х годах Мика Каурисмяки работал преимущественно в Соединенных Штатах и сделал больше американских фильмов, чем финских. Например, “Лос-Анджелес без карты” (1998). Младший брат Аки Каурисмяки выступает как стилистически и тематически последовательный режиссер, чье творчество отмечено знанием кинематографической традиции и грубым, часто черным юмором. Он представляет зрителю маргинальных, отчужденных героев, сочетая критику общепринятых ценностей с моральным пафосом. Такова, например, “трилогия рабочего класса”: “Тени в раю” (1986), “Ариэль” (1988) и “Девушка со спичечной фабрики” (1990). Аки Каурисмяки начал деятельность режиссера с версии романа Достоевского “Преступление и наказание” (1983), действие которого перенесено в Хельсинки, затем продолжил ее сказочной сатирической городской одиссеей “Calamari Union” (1985) и современной версией Шекспира “Гамлет входит в дело” (1987). Действие большинства более поздних фильмов Аки Каурисмяки происходит за рубежом: в США (“Ленинградские ковбои едут в Америку” , 1989), в Лондоне (“Я нанял для себя убийцу”, 1990), в Париже (“Жизнь богемы”, 1992). В своих более поздних работах “Побереги свою косынку, Татьяна” (1994) и “Вдаль уплывают облака” (1996) он вновь обращается к жизни финского рабочего класса. Во многом благодаря братьям Каурисмяки международный статус финского кинематографа значительно повысился. Финские фильмы широко демонстрировались на различных показах, ретроспективах и фестивалях. На фестивале Скандинавского кино в Руане они привлекли к себе большое внимание, что подтверждается множеством специальных призов и главным призом, доставшимся в 1989 г. фильму Матти Кассила “Великолепие и нищета человеческой жизни”. Братья Каурисмяки известны не только в Европе, но и в Северной и Южной Америке и в Японии. Нью-йоркский Музей современного искусства организовал ретроспективу их фильмов, а на кинофестивалях их имена соседствуют с именами других ведущих режиссеров Европы. Аки Каурисмяки стал культовым режиссером во многих европейских странах. Правда, зрительская аудитория Каурисмяки невелика и специфична. Но братьям удается постоянно добиваться успеха даже в условиях ограниченного бюджета. Финский кинематограф в 90-х годах В 90-х годах производство художественных фильмов в Финляндии сократилось до 10-12 премьер в год. В то же время возросла роль телевидения. Кинематограф четко разделился на “популярный” и “авторский”. Поляризации способствовал и кассовый успех некоторых картин. И все же недостатка в новых режиссерах не было более чем дюжина их появилась в последнее десятилетие. Кроме братьев Каурисмяки значительного успеха добились также Вейкко Аалтонен и Маркку Пёлёнен. Аалтонен завершил свой первый фильм “Окончательное соглашение” для компании Каурисмяки в 1987 г., но настоящее признание пришло к нему после второго фильма “Блудный сын” (1992). Это изображение садомазохистских отношений между двумя мужчинами, выявляющее глубокие истоки насилия. “Отче наш”, созданный в 1993 г., использует схожий мотив, травму, полученную в детстве в результате инцеста. Последняя работа Аалтонена “С любовью, Майре” (1999) исследует вспышки насилия, которыми одержима одинокая женщина из высшего общества. Маркку Пёлёнен обратил на себя внимание последовательным обращением к темам сельской жизни. В фильмах “Земля счастья” (1993), “Последнее венчание” (1995) и “Король сплавщиков” (1998) Пёлёнен возвращается в Северную Карелию своих ранних лет, переживающую кризис оттока населения из села, показывает вызванные этим процессом изменения в обществе. Фильм Пёлёнена отличает полнокровное изображение жизни крепкого деревенского народа, соединение трагедии и комедии, ностальгия и острая интуиция. Важной чертой финского кинематографа 90-х годов стал значительный вклад женщин-режиссеров. Пирьо Хонкасало начала свою карьеру режиссера в 70-х годах, когда работала с Пекка Лехто. Позднее она получила высокое признание за самостоятельно снятие документальные ленты. Отойдя от неигрового кино, в 1998 г. она завершила “Огнеглотательницу”, драматический фильм большой самобытности. Кайса Растимо с тонким чувством стиля поведала о странствиях современной молодой женщины в картине “Соленое и сладкое” (1995), а в фильме “Респектабельная трагедия” (1998) изобразила положение женщины в буржуазном браке в 30-е годы. Аули Мантила привлекла международное внимание своим первым художественным фильмом “Коллекционер” (1997), отмеченным необычным изображением знатной дамы, и продолжила тему насилия с женской точки зрения в “Географии страха” (2000). На протяжении последнего десятилетия женщины-режиссеры заявили о себе как документалисты. Кроме Хонкасало, Ану Куйвалайнен, Кити Луостаринен, Вирпи Суутари и Сусанна Хелке подняли жанр кинодокументалистики на новый уровень в качественном и эмоциональном отношении. Финское кино на рубеже тысячелетия На рубеже тысячелетия финское кино переживает процесс возрождения. В 1999 г. выпуск фильмов увеличивается, крепнет профессионализм, заметна оригинальность в выборе тем и стилей. Традиционные “национальные” тревоги снова появились в таких работах, как военный фильм Олли Саарела “Засада”, вестерн по-фински Алекси Мякеля “Крутые” и биографический фильм о финском спортсмене и певце Тапио Раутаваара “Лебедь и странник” Тимо Койвусало. Возрождение выразилось также и в росте кассовых сборов. Весной 1999 г. четыре отечественных фильма возглавили рейтинг посещаемости. Это “Засада”, “Томми и рысь”, “Крутые” и “Лебедь и странник”. |
Праздники Финляндии:
День Йохан Людвиг Рунеберг![]() День рождения Рунеберга 5 февраля Финляндия начала отмечать еще при его жизни. Йохан Людвиг Рунеберг считается первым ... |
1 мая![]() Ваппу В Финляндии Первомай, или Ваппу (Vappu), - веселый и шумный праздник студентов. Его название происходит о... |
Интересные факты о Финляндии:
Кинематограф![]() 1906 год послужил годом зарождения финского кинематографа. Уже в 1907 году появился первый игровой фильм «Тайные самогонщики». Первый звуковой фильм вышел на экраны в 1931 году. ... |
Население Финляндии![]() Финляндия – одна из самых редкозаселенных стран Европы. Плотность населения в Финляндии составляет 17 человек на квадратный километр. Большая часть населения проживает на юге стр... |
Хямеэнлинна![]() Хя меэнли нна (фин. Hämeenlinna, или Та вастеху с от швед. Tavastehus) — город и муниципалитет в Финляндии в провинции Канта-Хяме в губернии Южная Финляндия. Является админ... |
Заключения и возможности совместной русско-финской исследова![]() Результатом предварительного сравнения является то, что в вопросах с алкоголем и в Финляндии и в России в настоящее время помимо многих противоречий, имеется также много общего. ... |
Финляндии сегодня:
Российско-финские торговые отношения![]() Основным элементом всего комплекса российско-финляндских отношений является торгово-экономическое сотрудничество между Россией и Финляндией. В его основе лежит Соглашение от 20 я... |
Южная Финляндия![]() Южная Финляндия – это единство истории, культуры, величественной природы архипелага и лесных массивов. Столица Финляндии Хельсинки, старинный финский город Турку, морской город К... |
Деревянное домостроение Финляндии![]() Лес является существенной частью национального богатства. Весомые основания для использования дерева - его экологичность. Общий объем рынка строительства квартир и домов в Фин... |
- Достопримечательности Финляндии:
-
Восточная Финляндия и Северная Карелия
Восточная Финляндия и Северная Карелия — это сплошные сопки, реки и озера, окруженные первозданными лесами и населенные самобытными карельскими наро...
Аметистовая шахта
Природа Лапландии очень красива, но зимы здесь такие длинные, что взгляд устает от отсутствия красок. Поэтому местные жители но...
Исторические музеи в Хельсинки
Национальный музей Mannerheimintie 34 Музей находится в одном из самых известных строений Хельсинки, которое уже само по себе – памятник, и пр...
Форум Маринум
Маринум - морской центр. Здесь располагается музей мореплавания города, архивы, коллекции и корабли, стоящие на рейде на западном берегу реки Аура. ...
Национальный парк Коловеси (Kolovesi National Park)
Национальный парк Коловеси (Kolovesi National Park) считается частью огромного природного комплекса озера Сайма, образованного самым крупным в Финля...
Музей шпионажа и Музей Ленина – в числе достопримечател
В Тампере, втором по величине городе Финляндии, насчитывается свыше 20 музеев, по большей части очень оригинальных и интересных. Одним из них явля...
- Отзывы и истории туристов:
-
Рассказ. Новый год и Рождество в Финляндии
Решили мы продолжить путешествия по миру без помощи туристических компаний. 2 взрослых и ребенок. Через финского аташе по культуре сделали шенген, п...
4 скандинавские страны. Часть 1
Часть 1 Суоми или Финляндия по-русски На этот раз мы с вами отправимся в путешествие по четырем Скандинавским странам. И начнется оно с Финляндии ...
Рассказ. Финляндия. Долой стереотипы!
Финляндия меня поразила! Насколько отличается теперь от России ее бывшая губерния. Я не хотел туда ехать. В моем списке желаемых направлений есть...
Комплекс Пеурунка. 7 дней в Западной Финляндии
SUOMI. Пеурунка - 2008. Дневник нашего путешествия в Финляндию в январе 2008 года. Маршрут: Питер - Лаукаа (комплекс Пеурунка) - Питер
Майские праздники в стране викингов. Часть 1
Финляндия - Швеция , 1-4 мая 2003 года. Все началось с того, что мне на работе сделали финскую мультивизу на полгода. Срок визы истекал, а в команд...
Новый год на скандинавском пароме (часть 2)
2. Транспортная проза Итак, оставив все бытовые и рабочие перипетии, 30-го декабря вечером мы погрузились в поезд «Москва – Санкт-Петербург» и умир...
- Курорты Финляндии:
-
Рука
Расположенный в регионе Куусамо, курорт Рука, - это, пожалуй, самый популярный лыжный центр в Финляндии. Лыжный сезон здесь начинается в начале нояб...
Лахти / Lahti
Лахти – крупный спортивный, деловой и культурный центр страны. Отдых здесь – это и возможность расслабиться в окружении восхитительной природы, и за...
Хельсинки / Helsinki
Хельсинки – столица Финляндии, главный экономический и культурный центр страны, город высоких технологий, с отличными возможностями для отдыха. Это ...
Юлляс
Юлляс расположен в западной Лапландии, здесь много простора, а уединенные коттеджи прекрасно вписываются в пейзаж. Этот курорт располагает самой выс...
Куусамо Рука
Куусамо находится недалеко от Полярного круга на территории национального заповедника Оуланка. В Куусамо множество природных достопримечательностей,...
Горнолыжные курорты Финляндии: пригороды Турку (Южная Финляндия)
Хирвенсало Небольшой лыжный курорт Хирвенсало (Hirvensalo) расположен в нескольких километрах от Турку на шоссе Kakskerrantie. Горнолыжникам пред...