Финский кинематограф |
Гид по стране - Культура |
За последние двадцать лет в Финляндии было создано около 350 художественных фильмов, в среднем 15-20 фильмов в год. Число это можно считать достаточно высоким, принимая во внимание 5-миллионное население Финляндии и тот факт, что кинорынок все больше захватывает поток фильмов из США. Производство фильмов в Финляндии всегда было ориентировано на внутренний рынок, и мы пока не можем рассчитывать на экспорт наших фильмов. Значительная часть наших картин для своей окупаемости требует более 100000 зрителей. Этот уровень превышают только самые популярные комедии и такие эпические фильмы о национальной истории, как например, “Зимняя война”. Производство фильмов у нас существует в основном за счет субсидий государства. Кризис 50-х годов Как и во всем мире, в 50-х годах финская кинопромышленность пережила кризис. Зрительская аудитория сократилась, сначала в связи с развитием телевидения, потом под натиском видео продукции. Скольжение вниз прекратилось только в конце 80-х годов. В конце 50-х назрела необходимость государственных субсидий, и первая система поддержки была учреждена в начале 60-х годов в форме государственных премий. В конце десятилетия был создан Кинофонд Финляндии. Постепенно стабилизировалась его система поддержки. Кинофонд сам не производит фильмов, но принимает решения о финансировании, распределяет фондовые займы, включающие в себя государственные гранты, выплаты за повторное использование кассет, кассовые сборы, и регулирует права на телевизионный показ. Когда в начале 60-х рухнула система кинопроизводства, в которой преобладали крупные компании, возникла “новая финская волна” появились фильмы, созданные мелкими компаниями. Все это опять-таки соответствовало международной тенденции. Поколение переходного периода перевело финское кинопроизводство в следующее десятилетие. Позднее и оно тоже было вынуждено отступить в сторону по разным причинам. В настоящее время Ристо Ярва, Микко Нисканена и Хейкки Партанена нет в живых, а Йорн Доннер, Эркко Кивикоски и Мауну Куркваара не снимали фильмы с начала 80-х годов. Даже такие ветераны, как Матти Кассила и Рауни Моллберг, кажется, испытывают трудности. Смена поколений в начале 80-х годов Смена поколений началась в начале 80-х годов, и за десятилетие было создано около тридцати первых фильмов, многие из которых, к сожалению, оказались последними в творчестве их режиссеров. Мика и Аки Каурисмяки появились как пионеры нового кино, но кроме них были и другие, реже упоминаемые режиссеры, такие как Пяйви Хартцель, Матти Ияс, Маркку Лехмускаллио, Клас Улссон, Олли Сойнио и Лаури Тёрхёнен. С появлением молодых режиссеров финская кинематография вновь открыла тему “неприкаянного поколения”, создавая контакт с большей частью зрительской аудитории. Первый прорыв в этом направлении сделал Тапио Суоминен своим фильмом “Здесь начинается жизнь” (1980), имевшим большой успех и у зрителей, и у критиков. Он имел такое же эстетическое и производственное значение, как картина “Под твоей кожей” в середине 60-х. Фильм Суоминена уловил в воздухе нечто такое, что ускользало от финских режиссеров на протяжении долгого времени: он рассказал о проблемах молодого поколения языком, доступным широкой аудитории. Зрители легко могли отождествлять себя с героями картины. В 80-е годы появились также фильмы сказки “Король без сердца” (1982), “Песси и Иллюзия” (1984) и “Снежная королева” (1987), поэтические ленты Маркку Лехмускаллио о противостоянии человека и природы (“Танец ворона”, 1980, “Лыжник”, 1982, “Инуксук”, 1988) и фильм ужасов Олли Сойнио “Лунная соната” (1988). В эпическом ключе создал фильмы “ Равнины” (1988) и “Зимняя война” (1989) Пекка Парикка. От лица нового поколения горожан выступил в своих картинах “Тропик льда” (1987) и “Посвященные” (1989) Лаури Тёрхёнен. Братья Каурисмяки создают направление Наиболее заметными представителями финского кинематографа как у себя на родине, так и за рубежом, бесспорно, являются братья Каурисмяки. Их первые совместные проекты, “Лжец” (1981) и “Никчемные” (1982), поставленные Мика Каурисмяки по сценарию Аки Каурисмяки, были подобны свежему дыханию ветра. Братья отказались от широко распространенных форм кинопроизводства, как и от мелкомасштабной тенденции “новой волны”. Эта тенденция включала в себя игру с ассоциациями, цитатами, скрытыми шутками. Мика Каурисмяки приблизился к традиционным методам и жанрам киноискусства, используя в качестве отправной точки криминальный рассказ ( “Клан”, 1984), “дорожное” кино (“Россо”, 1985), комедию (“Ча-ча-ча”, 1989), образцы зарубежных гангстерских фильмов (“Хельсинки Неаполь: всю ночь напролет”, 1987) и приключенческие ленты (“Амазонка”, 1990). В 90-х годах Мика Каурисмяки работал преимущественно в Соединенных Штатах и сделал больше американских фильмов, чем финских. Например, “Лос-Анджелес без карты” (1998). Младший брат Аки Каурисмяки выступает как стилистически и тематически последовательный режиссер, чье творчество отмечено знанием кинематографической традиции и грубым, часто черным юмором. Он представляет зрителю маргинальных, отчужденных героев, сочетая критику общепринятых ценностей с моральным пафосом. Такова, например, “трилогия рабочего класса”: “Тени в раю” (1986), “Ариэль” (1988) и “Девушка со спичечной фабрики” (1990). Аки Каурисмяки начал деятельность режиссера с версии романа Достоевского “Преступление и наказание” (1983), действие которого перенесено в Хельсинки, затем продолжил ее сказочной сатирической городской одиссеей “Calamari Union” (1985) и современной версией Шекспира “Гамлет входит в дело” (1987). Действие большинства более поздних фильмов Аки Каурисмяки происходит за рубежом: в США (“Ленинградские ковбои едут в Америку” , 1989), в Лондоне (“Я нанял для себя убийцу”, 1990), в Париже (“Жизнь богемы”, 1992). В своих более поздних работах “Побереги свою косынку, Татьяна” (1994) и “Вдаль уплывают облака” (1996) он вновь обращается к жизни финского рабочего класса. Во многом благодаря братьям Каурисмяки международный статус финского кинематографа значительно повысился. Финские фильмы широко демонстрировались на различных показах, ретроспективах и фестивалях. На фестивале Скандинавского кино в Руане они привлекли к себе большое внимание, что подтверждается множеством специальных призов и главным призом, доставшимся в 1989 г. фильму Матти Кассила “Великолепие и нищета человеческой жизни”. Братья Каурисмяки известны не только в Европе, но и в Северной и Южной Америке и в Японии. Нью-йоркский Музей современного искусства организовал ретроспективу их фильмов, а на кинофестивалях их имена соседствуют с именами других ведущих режиссеров Европы. Аки Каурисмяки стал культовым режиссером во многих европейских странах. Правда, зрительская аудитория Каурисмяки невелика и специфична. Но братьям удается постоянно добиваться успеха даже в условиях ограниченного бюджета. Финский кинематограф в 90-х годах В 90-х годах производство художественных фильмов в Финляндии сократилось до 10-12 премьер в год. В то же время возросла роль телевидения. Кинематограф четко разделился на “популярный” и “авторский”. Поляризации способствовал и кассовый успех некоторых картин. И все же недостатка в новых режиссерах не было более чем дюжина их появилась в последнее десятилетие. Кроме братьев Каурисмяки значительного успеха добились также Вейкко Аалтонен и Маркку Пёлёнен. Аалтонен завершил свой первый фильм “Окончательное соглашение” для компании Каурисмяки в 1987 г., но настоящее признание пришло к нему после второго фильма “Блудный сын” (1992). Это изображение садомазохистских отношений между двумя мужчинами, выявляющее глубокие истоки насилия. “Отче наш”, созданный в 1993 г., использует схожий мотив, травму, полученную в детстве в результате инцеста. Последняя работа Аалтонена “С любовью, Майре” (1999) исследует вспышки насилия, которыми одержима одинокая женщина из высшего общества. Маркку Пёлёнен обратил на себя внимание последовательным обращением к темам сельской жизни. В фильмах “Земля счастья” (1993), “Последнее венчание” (1995) и “Король сплавщиков” (1998) Пёлёнен возвращается в Северную Карелию своих ранних лет, переживающую кризис оттока населения из села, показывает вызванные этим процессом изменения в обществе. Фильм Пёлёнена отличает полнокровное изображение жизни крепкого деревенского народа, соединение трагедии и комедии, ностальгия и острая интуиция. Важной чертой финского кинематографа 90-х годов стал значительный вклад женщин-режиссеров. Пирьо Хонкасало начала свою карьеру режиссера в 70-х годах, когда работала с Пекка Лехто. Позднее она получила высокое признание за самостоятельно снятие документальные ленты. Отойдя от неигрового кино, в 1998 г. она завершила “Огнеглотательницу”, драматический фильм большой самобытности. Кайса Растимо с тонким чувством стиля поведала о странствиях современной молодой женщины в картине “Соленое и сладкое” (1995), а в фильме “Респектабельная трагедия” (1998) изобразила положение женщины в буржуазном браке в 30-е годы. Аули Мантила привлекла международное внимание своим первым художественным фильмом “Коллекционер” (1997), отмеченным необычным изображением знатной дамы, и продолжила тему насилия с женской точки зрения в “Географии страха” (2000). На протяжении последнего десятилетия женщины-режиссеры заявили о себе как документалисты. Кроме Хонкасало, Ану Куйвалайнен, Кити Луостаринен, Вирпи Суутари и Сусанна Хелке подняли жанр кинодокументалистики на новый уровень в качественном и эмоциональном отношении. Финское кино на рубеже тысячелетия На рубеже тысячелетия финское кино переживает процесс возрождения. В 1999 г. выпуск фильмов увеличивается, крепнет профессионализм, заметна оригинальность в выборе тем и стилей. Традиционные “национальные” тревоги снова появились в таких работах, как военный фильм Олли Саарела “Засада”, вестерн по-фински Алекси Мякеля “Крутые” и биографический фильм о финском спортсмене и певце Тапио Раутаваара “Лебедь и странник” Тимо Койвусало. Возрождение выразилось также и в росте кассовых сборов. Весной 1999 г. четыре отечественных фильма возглавили рейтинг посещаемости. Это “Засада”, “Томми и рысь”, “Крутые” и “Лебедь и странник”. |
Праздники Финляндии:
27 июля День сони![]() Традиция праздновать День сони пришла в Финляндию в эру Средних веков вместе с легендой о семерых христианах, которые ... |
6 ноября![]() Согласно старой финской религии и народному календарю Финляндии, Кекри - это праздничек в честь окончания всех сельско... |
Интересные факты о Финляндии:
Разговор![]() Отношение финнов к словам и речи особенное: к словам относятся серьезно, и высказывания людей принимаются всерьез. «Быка берут за рога, а человека ловят на слове», утверждает фин... |
Наука![]() Научная работа ведется в университетах, а координацией исследований и распределением средств занимается Финляндская Академия, основанная в 1947. Среди главных задач, стоявших пер... |
Традиции Финского Рождества![]() Рождество - самый традиционный из всех финских праздников. Это время принято проводить с родными и близкими, а самое главное - с детьми. В Рождество вспоминают о тех важных вещах... |
Я рвенпяа![]() Я рвенпяа (фин. Järvenpää, швед. Träskända) — город в Финляндии, в провинции Уусимаа с населением 38 тысяч жителей. Относится к региону Хельсинки и распо... |
Финляндии сегодня:
Финляндия в системе международных экономических отношений![]() Финляндия относится к числу высокоразвитых малых индустриальных стран. При численности населения 5,2 млн. человек, ее доли в производстве ВВП, общем объеме промышленного произ... |
Финляндия - озёрный край![]() Уникальный Озерный регион Финляндии - изумрудно-бирюзовый лабиринт больших островов и озер. Протяженность водной цепочки в направлении с запада на восток составляет почти 400 кил... |
Работа в Финляндии![]() Если вы хотите заработать в стране Суоми, то, прежде всего, необходимо определиться с тем, ищете ли вы постоянную должность или вам подойдет сезонное трудоустройство. Это важно п... |
- Достопримечательности Финляндии:
-
Кеми
Кеми - город на севере Финляндии, в ляни Лаппи. Город расположен на на побережье Ботнического залива, близ устья реки Кеми-Иоки. Кеми является морск...
Город Хельсинки: общая информация
Построенный на полуостровах и островах Балтийской береговой линии, Хельсинки является морским городом. Улицы огибают заливы, мосты соединяют острова...
Кафедральный собор Турку (Turku Cathedral)
Кафедральный собор Турку (Turku Cathedral) – главный лютеранский храм Финляндии, это святыня всей страны. Звон его колоколов каждый час передаётся п...
Музеи в Хельсинки
Зоологический музей Pohjoinen Rautatiekatu 13 Скелеты и чучела мамонтов , птиц, рептилий, рыб и т. д. Благодаря множеству диорам, животные со ...
Аметистовая шахта
Природа Лапландии очень красива, но зимы здесь такие длинные, что взгляд устает от отсутствия красок. Поэтому местные жители но...
Аландские острова, Финляндия
Провинция Аланды, относясь к территории Финляндии, имеет, однако, свой собственное внутреннее самоуправление, свой флаг и свою культуру. Это единств...
- Отзывы и истории туристов:
-
Хельсинки - это тоже интересно (часть 1)
Хельсинки – пожалуй, самая посещаемая российским туристами зарубежная столица. Главное достоинство этого города – близко. Около 400 км от Санкт-Пете...
Леви
Леви Этот курорт – один из самых новых и комфортабельных в Финляндии. По уровню и набору услуг он считается лучшим в стране. Он уже трижды станови...
Хельсинки - это тоже интересно (часть 2)
Маленькие памятники или скульптуры, разного вида и назначения, очень характерная черта не только Хельсинки , но и многих других городов Европы, напр...
Новогодние приключения с элементами дорожного экстрима. (Часть 1)
В этом году мы собрались осуществить то, что по техническим причинам не удалось в том. Едем туда же на другой машине с 3 января по 9. Так что будет ...
Поездка в Финляндию на авто
Почитав отзывы о поездках за «бугор» хочу поделиться собственным опытом и впечатлениями. Первый раз за границу решил я отправиться в близлежащую Фин...
Хельсинки - это тоже интересно (часть 3)
Собственно, именно это и было отражено в пресс-релизе компании «Таллинк» по поводу прекращения с января 2005 года паромного сообщения между С.-Петер...
- Курорты Финляндии:
-
Тампере / Tampere
Тампере – второй по величине город Финляндии, центр культуры, образования, спорта и промышленности. Отдых в этом чудесном месте, сочетающем в своем ...
Лахти / Lahti
Лахти – крупный спортивный, деловой и культурный центр страны. Отдых здесь – это и возможность расслабиться в окружении восхитительной природы, и за...
Куопио / Kuopio
Куопио - место, в котором хорошо отдыхать в любое время года. Чистейшие озера, вековые леса, изумрудные острова – летом, сверкающие ледяные зеркала ...
Горнолыжные курорты Финляндии: Леви
Леви расположен в западной части Лапландии, где находятся самые высокие горы страны Суоми, на 100 км севернее полярного круга и в 15 км от аэропорта...
Куусамо-Рука / Kuusamo Ruka
Куусамо - Лунный город , его называют воротами в Лапландию. Удивительная природа этих мест вряд ли оставит кого-нибудь равнодушным - великолепные г...
Горнолыжные курорты Финляндии: Тахко
Центр зимних видов спорта Тахко (Tahko) расположен в местечке Нильсия (Nilsia), в 65 км к северу от Куопио (Kuopio). Всего здесь оборудовано 23 трас...