logotype

Популярные отели:

News image News image
News image News image
News image News image
News image News image

Погода



Финский кинематограф
Гид по стране - Культура

финский кинематограф

За последние двадцать лет в Финляндии было создано около 350 художественных фильмов, в среднем 15-20 фильмов в год. Число это можно считать достаточно высоким, принимая во внимание 5-миллионное население Финляндии и тот факт, что кинорынок все больше захватывает поток фильмов из США.

Производство фильмов в Финляндии всегда было ориентировано на внутренний рынок, и мы пока не можем рассчитывать на экспорт наших фильмов. Значительная часть наших картин для своей окупаемости требует более 100000 зрителей. Этот уровень превышают только самые популярные комедии и такие эпические фильмы о национальной истории, как например, “Зимняя война”. Производство фильмов у нас существует в основном за счет субсидий государства.

Кризис 50-х годов

Как и во всем мире, в 50-х годах финская кинопромышленность пережила кризис. Зрительская аудитория сократилась, сначала в связи с развитием телевидения, потом под натиском видео продукции. Скольжение вниз прекратилось только в конце 80-х годов. В конце 50-х назрела необходимость государственных субсидий, и первая система поддержки была учреждена в начале 60-х годов в форме государственных премий. В конце десятилетия был создан Кинофонд Финляндии. Постепенно стабилизировалась его система поддержки. Кинофонд сам не производит фильмов, но принимает решения о финансировании, распределяет фондовые займы, включающие в себя государственные гранты, выплаты за повторное использование кассет, кассовые сборы, и регулирует права на телевизионный показ.

Когда в начале 60-х рухнула система кинопроизводства, в которой преобладали крупные компании, возникла “новая финская волна” появились фильмы, созданные мелкими компаниями. Все это опять-таки соответствовало международной тенденции. Поколение переходного периода перевело финское кинопроизводство в следующее десятилетие. Позднее и оно тоже было вынуждено отступить в сторону по разным причинам. В настоящее время Ристо Ярва, Микко Нисканена и Хейкки Партанена нет в живых, а Йорн Доннер, Эркко Кивикоски и Мауну Куркваара не снимали фильмы с начала 80-х годов. Даже такие ветераны, как Матти Кассила и Рауни Моллберг, кажется, испытывают трудности.

Смена поколений в начале 80-х годов

Смена поколений началась в начале 80-х годов, и за десятилетие было создано около тридцати первых фильмов, многие из которых, к сожалению, оказались последними в творчестве их режиссеров. Мика и Аки Каурисмяки появились как пионеры нового кино, но кроме них были и другие, реже упоминаемые режиссеры, такие как Пяйви Хартцель, Матти Ияс, Маркку Лехмускаллио, Клас Улссон, Олли Сойнио и Лаури Тёрхёнен.

С появлением молодых режиссеров финская кинематография вновь открыла тему “неприкаянного поколения”, создавая контакт с большей частью зрительской аудитории. Первый прорыв в этом направлении сделал Тапио Суоминен своим фильмом “Здесь начинается жизнь” (1980), имевшим большой успех и у зрителей, и у критиков. Он имел такое же эстетическое и производственное значение, как картина “Под твоей кожей” в середине 60-х. Фильм Суоминена уловил в воздухе нечто такое, что ускользало от финских режиссеров на протяжении долгого времени: он рассказал о проблемах молодого поколения языком, доступным широкой аудитории. Зрители легко могли отождествлять себя с героями картины.

В 80-е годы появились также фильмы сказки “Король без сердца” (1982), “Песси и Иллюзия” (1984) и “Снежная королева” (1987), поэтические ленты Маркку Лехмускаллио о противостоянии человека и природы (“Танец ворона”, 1980, “Лыжник”, 1982, “Инуксук”, 1988) и фильм ужасов Олли Сойнио “Лунная соната” (1988). В эпическом ключе создал фильмы “ Равнины” (1988) и “Зимняя война” (1989) Пекка Парикка. От лица нового поколения горожан выступил в своих картинах “Тропик льда” (1987) и “Посвященные” (1989) Лаури Тёрхёнен.

Братья Каурисмяки создают направление

Наиболее заметными представителями финского кинематографа как у себя на родине, так и за рубежом, бесспорно, являются братья Каурисмяки. Их первые совместные проекты, “Лжец” (1981) и “Никчемные” (1982), поставленные Мика Каурисмяки по сценарию Аки Каурисмяки, были подобны свежему дыханию ветра.

Братья отказались от широко распространенных форм кинопроизводства, как и от мелкомасштабной тенденции “новой волны”. Эта тенденция включала в себя игру с ассоциациями, цитатами, скрытыми шутками. Мика Каурисмяки приблизился к традиционным методам и жанрам киноискусства, используя в качестве отправной точки криминальный рассказ ( “Клан”, 1984), “дорожное” кино (“Россо”, 1985), комедию (“Ча-ча-ча”, 1989), образцы зарубежных гангстерских фильмов (“Хельсинки Неаполь: всю ночь напролет”, 1987) и приключенческие ленты (“Амазонка”, 1990). В 90-х годах Мика Каурисмяки работал преимущественно в Соединенных Штатах и сделал больше американских фильмов, чем финских. Например, “Лос-Анджелес без карты” (1998).

Младший брат Аки Каурисмяки выступает как стилистически и тематически последовательный режиссер, чье творчество отмечено знанием кинематографической традиции и грубым, часто черным юмором. Он представляет зрителю маргинальных, отчужденных героев, сочетая критику общепринятых ценностей с моральным пафосом. Такова, например, “трилогия рабочего класса”: “Тени в раю” (1986), “Ариэль” (1988) и “Девушка со спичечной фабрики” (1990). Аки Каурисмяки начал деятельность режиссера с версии романа Достоевского “Преступление и наказание” (1983), действие которого перенесено в Хельсинки, затем продолжил ее сказочной сатирической городской одиссеей “Calamari Union” (1985) и современной версией Шекспира “Гамлет входит в дело” (1987). Действие большинства более поздних фильмов Аки Каурисмяки происходит за рубежом: в США (“Ленинградские ковбои едут в Америку” , 1989), в Лондоне (“Я нанял для себя убийцу”, 1990), в Париже (“Жизнь богемы”, 1992). В своих более поздних работах “Побереги свою косынку, Татьяна” (1994) и “Вдаль уплывают облака” (1996) он вновь обращается к жизни финского рабочего класса.

Во многом благодаря братьям Каурисмяки международный статус финского кинематографа значительно повысился. Финские фильмы широко демонстрировались на различных показах, ретроспективах и фестивалях. На фестивале Скандинавского кино в Руане они привлекли к себе большое внимание, что подтверждается множеством специальных призов и главным призом, доставшимся в 1989 г. фильму Матти Кассила “Великолепие и нищета человеческой жизни”.

Братья Каурисмяки известны не только в Европе, но и в Северной и Южной Америке и в Японии. Нью-йоркский Музей современного искусства организовал ретроспективу их фильмов, а на кинофестивалях их имена соседствуют с именами других ведущих режиссеров Европы. Аки Каурисмяки стал культовым режиссером во многих европейских странах. Правда, зрительская аудитория Каурисмяки невелика и специфична. Но братьям удается постоянно добиваться успеха даже в условиях ограниченного бюджета.

Финский кинематограф в 90-х годах

В 90-х годах производство художественных фильмов в Финляндии сократилось до 10-12 премьер в год. В то же время возросла роль телевидения. Кинематограф четко разделился на “популярный” и “авторский”. Поляризации способствовал и кассовый успех некоторых картин.

И все же недостатка в новых режиссерах не было более чем дюжина их появилась в последнее десятилетие. Кроме братьев Каурисмяки значительного успеха добились также Вейкко Аалтонен и Маркку Пёлёнен. Аалтонен завершил свой первый фильм “Окончательное соглашение” для компании Каурисмяки в 1987 г., но настоящее признание пришло к нему после второго фильма “Блудный сын” (1992). Это изображение садомазохистских отношений между двумя мужчинами, выявляющее глубокие истоки насилия. “Отче наш”, созданный в 1993 г., использует схожий мотив, травму, полученную в детстве в результате инцеста. Последняя работа Аалтонена “С любовью, Майре” (1999) исследует вспышки насилия, которыми одержима одинокая женщина из высшего общества.

Маркку Пёлёнен обратил на себя внимание последовательным обращением к темам сельской жизни. В фильмах “Земля счастья” (1993), “Последнее венчание” (1995) и “Король сплавщиков” (1998) Пёлёнен возвращается в Северную Карелию своих ранних лет, переживающую кризис оттока населения из села, показывает вызванные этим процессом изменения в обществе. Фильм Пёлёнена отличает полнокровное изображение жизни крепкого деревенского народа, соединение трагедии и комедии, ностальгия и острая интуиция.

Важной чертой финского кинематографа 90-х годов стал значительный вклад женщин-режиссеров. Пирьо Хонкасало начала свою карьеру режиссера в 70-х годах, когда работала с Пекка Лехто. Позднее она получила высокое признание за самостоятельно снятие документальные ленты. Отойдя от неигрового кино, в 1998 г. она завершила “Огнеглотательницу”, драматический фильм большой самобытности. Кайса Растимо с тонким чувством стиля поведала о странствиях современной молодой женщины в картине “Соленое и сладкое” (1995), а в фильме “Респектабельная трагедия” (1998) изобразила положение женщины в буржуазном браке в 30-е годы. Аули Мантила привлекла международное внимание своим первым художественным фильмом “Коллекционер” (1997), отмеченным необычным изображением знатной дамы, и продолжила тему насилия с женской точки зрения в “Географии страха” (2000). На протяжении последнего десятилетия женщины-режиссеры заявили о себе как документалисты. Кроме Хонкасало, Ану Куйвалайнен, Кити Луостаринен, Вирпи Суутари и Сусанна Хелке подняли жанр кинодокументалистики на новый уровень в качественном и эмоциональном отношении.

Финское кино на рубеже тысячелетия

На рубеже тысячелетия финское кино переживает процесс возрождения. В 1999 г. выпуск фильмов увеличивается, крепнет профессионализм, заметна оригинальность в выборе тем и стилей. Традиционные “национальные” тревоги снова появились в таких работах, как военный фильм Олли Саарела “Засада”, вестерн по-фински Алекси Мякеля “Крутые” и биографический фильм о финском спортсмене и певце Тапио Раутаваара “Лебедь и странник” Тимо Койвусало. Возрождение выразилось также и в росте кассовых сборов. Весной 1999 г. четыре отечественных фильма возглавили рейтинг посещаемости. Это “Засада”, “Томми и рысь”, “Крутые” и “Лебедь и странник”.

 

Праздники Финляндии:

30 ноября.День святого Андрея

News image

В день святого Андрея финны говорят: «Антти приглашает Рождество». На основных площадях городов ставят большие ели...

Восточная Финляндия. Фестивали

News image

Художественный центр «Салмела» в Мянтюхарью 7.6.—10.8.2008 В художественном центре «Салмела» проходит один из самых...

Интересные факты о Финляндии:

Политические партии

News image

Наиболее крупные политические партии: Партия Финляндский центр, Социал-демократическая партия Финляндии, Национальная коалиция, Левый союз, Зелёный союз, Шведская народная партия...

Великое княжество Финляндское

News image

Финляндия перешла по Фридрихсгамскому мирному договору «в собственность и державное обладание Империи Российской». Ещё до заключения мира, в июне 1808 г., последовало распоряжени...

Языки

News image

Финны говорят на финском, шведском (шведский язык родной для 5,6 процента населения) или на саамском языке, носителей которого около восьми тысяч. Насчитывается также некоторое к...

Экономика

News image

Финляндия относится к числу малых высокоразвитых индустриальных стран. Её доля в мировом производстве невелика — 0,4 %, в мировой торговле — 0,8 %. Валовый внутренний продукт Фин...

Финляндии сегодня:

Финляндия в системе международных экономических отношений

News image

Финляндия относится к числу высокоразвитых малых индустриальных стран. При численности населения 5,2 млн. человек, ее доли в производстве ВВП, общем объеме промышленного произ...

Недвижимость в Финляндии

News image

Сделки с недвижимостью в Финляндии По действующему законодательству, сейчас каждый, в том числе и иностранец, имеет законное право владеть в Финляндии собственностью. Эффектив...

Северная Финляндия и Лапландия

News image

Северная Финляндия – удивительная земля. Здесь по ночам светит солнце, и время от времени небо расцветает северным сиянием. Здесь – лучшие в мире реки, созданные для ловли лосося...

Достопримечательности Финляндии:

Научный центр «Страна знаний»

News image

В Научном Центре Tietomaa, Стране знаний, вы познакомитесь с новейшими технологическими достижениями, испытаете свои возможности – и в то же время п...

Кафедральный собор

News image

Ансамбль Сенатской площади украшает символ Хельсинки - лютеранский Кафедральный собор, прежде Никольский собор. Над церковью возвышается центральный...

Музей искусств Вяйнё Аалтонена (Waino Aaltonen Museum o

News image

Музей искусств Вяйнё Аалтонена (Waino Aaltonen Museum of Art), расположенный в центре Турку, посвящен современному искусству, он располаг...

Горнолыжные курорты

News image

В 80 км. к югу от Рованиеми открыт зоопарк Рануа? представляющий арктическую фауну. Интересны также Музей Северного Сияния в Похиян-Крууну, знамен...

Восточная Финляндия и Северная Карелия

News image

Восточная Финляндия и Северная Карелия — это сплошные сопки, реки и озера, окруженные первозданными лесами и населенные самобытными карельскими наро...

Исторические музеи в Хельсинки

News image

Национальный музей Mannerheimintie 34 Музей находится в одном из самых известных строений Хельсинки, которое уже само по себе – памятник, и пр...

Отзывы и истории туристов:
News image

Финляндия. Страна диких дедов морозов, или Елопукки из Рованиеми.

Мы поедем, мы помчимся На оленях утром ранним И отчаянно ворвемся Прямо к главному врачу. Пролог. Итак, у нас с друзьями традиция. Каждый год 3...

News image

Хельсинки - это тоже интересно (часть 4)

К юго-западу от Торговой площади находятся исторические части города – Кайвопуйсто и Эйра. Застройка района Кайвопуйсто («пуйсто» - это парк, «пуйст...

News image

Паромы Viking Line. (Финляндия-Швеция)

Самый разумный способ перебраться из Финляндии в Швецию - паром, тем более, что свою машину или автобус можно прихватить с собой. =) Маршрут Хель...

News image

Хельсинки - это тоже интересно (часть 2)

Маленькие памятники или скульптуры, разного вида и назначения, очень характерная черта не только Хельсинки , но и многих других городов Европы, напр...

News image

Рассказ. Новый год на горнолыжном курорте Рука

Куда ехать на Новый год решали не долго и еще в мае меяце. Прочитали на сайте www.girlswhoride.ru про поездку девушек в сноу-лагерь в Руке и сразу ж...

News image

Лаппеенранта рядом

Лаппеенранта здесь, Лаппеенранта рядом. Наш мини - отпуск в Финляндии решено было продлить еще на одну ночь в гостинице, в Лаппеенранте, дабы не ст...

Курорты Финляндии:
News image

Куусамо-Рука / Kuusamo Ruka

Куусамо - Лунный город , его называют воротами в Лапландию. Удивительная природа этих мест вряд ли оставит кого-нибудь равнодушным - великолепные г...

News image

Хельсинки / Helsinki

Хельсинки – столица Финляндии, главный экономический и культурный центр страны, город высоких технологий, с отличными возможностями для отдыха. Это ...

News image

Рука

Расположенный в регионе Куусамо, курорт Рука, - это, пожалуй, самый популярный лыжный центр в Финляндии. Лыжный сезон здесь начинается в начале нояб...

News image

Горнолыжные курорты Финляндии: Олос и Паллас

В Западной Лапландии, в 6 км от шведской границы на расстоянии 26 км друг от друга и в 70 км от Китиля расположены курорты Олос и Паллас. Характерны...

News image

Горнолыжные курорты Финляндии: Пюхя и Луосто

Центры зимнего спорта Пюхя и Луосто расположены в 20 км друг от друга. Пюхя — зимний курорт в Лапландии, в 53 км за границей Полярного круга. Нах...

News image

Пальякка

Пальякка расположена в одном из самых красивых и экологически чистых мест Финляндии посреди заснеженных сопок заповедника «Пальякан». Склоны курорта...